авторский сайт Ивана А. Фёдорова |
|||||||||
|
21 декабря 2002
15 и 17 декабря состоялось действо под названием "Премьера оперы "Травиата" в Мариинском театре". Пусть не сочтут меня оперным критиком, но это было просто потрясающе, потрясающе безлико! Одна из самых живых, ярких, трогательных опер мирового репертуара на глазах у многочисленной публики, переполнившей театр, была превращена в груду прогнившего хлама, похожего на тот, что хранился у наших прабабушек в сундуках. "Кто эти преступники, поднявшие руку на святое?" - спросите вы, и я отвечу.
Ни для кого не секрет, что вся опера держится на главной героине - Виолетте, - одном из самых убедительных женских типов, когда-либо созданных в опере. Только такому гению, как Верди было под силу соединить в одной роли столь разные женские типы свободолюбивой красавицы-куртизанки, страстно любящей женщины и, наконец, женщины, способной на величайшее самопожертвование. Виолетта, как солнце, должна освещать всё действие и каждого персонажа, от неё требуется высочайшее искусство перевоплощения, а если к этому добавить безумную вокальную сложность партии, то становится понятным, сколь трудные задачи стоят перед исполнительницей главной роли. Но, как говорится, знание секретов преумножает скорбь, и Анна Нетребко решила все проблемы исполнения очень просто, полностью их проигнорировав. Более невыразительное пение и актёрскую игру даже при богатой фантазии представить трудно. И если после первого спектакля, отпетого довольно сносно с точки зрения вокальной техники, всё же оставались призрачные надежды на то, что певица сможет себя проявить и в актёрской составляющей, то второй спектакль подтвердил полную несостоятельность Нетребко в этой партии. К бездарной актёрской игре добавилась вокальная усталость, её апофеозом стала неспетая "ми бемоль" третьей октавы - предпоследняя нота арии "Sempre libera degg'io" ("Быть свободной, быть беспечной") из первого действия, которую ждут все, и из-за которой многие певицы вынужденно отказываются от этой партии. В свете вышесказанного думается, что "восходящая звезда" Анна Нетребко скорее была бы более органична в партии куклы Олимпии в "Сказках Гофмана", чем в партии, предназначенной воплощать всё очарование примадонн 19-го, 20-го, 21-го и всех последующих веков. Впрочем, если о пении Виолетты ещё можно поговорить, то при упоминании исполнителей роли Альфреда остаётся только развести руками. Олег Балашов, выступавший в первый день премьеры, провалился, что извинительно, учитывая его занятость в театре в амплуа компримарио (исполнителя второстепенных партий), и был заменён на некоего Марка Эрвьё. Канадский тенор совершенно поразил и без того неизбалованную хорошими тенорами петербургскую публику полной профессиональной непригодностью: "плоским", "открытым" звуком, часто не "опёртым" на дыхание и напоминающим, простите за выражение, тявканье, ужасающим произношением, манерой передвигаться по сцене, более подходящей пингвину, чем герою-любовнику. Единственным украшением премьеры стал Василий Герелло. Благодаря его яркому сценическому и вокальному воплощению партии Жоржа Жермона второе действие оперы возвышалось подобно Эльбрусу над всеми остальными. Появление Герелло во второй день премьеры было встречено аплодисментами и криками "браво", что довольно красноречиво говорит об отношении публики к лучшему, на наш взгляд, баритону театра. Некоторое сомнение вызвала его трактовка назойливой, долбящей об обязанностях арии "Di Provenza il mare, il suol" ("Ты забыл край милый свой"), в которой певец пытался найти несвойственные, как представляется, этой музыке тонкости и красоты. Из исполнителей второстепенных партий особенно "отличились" Любовь Соколова (Флора в первый день премьеры), голос которой, "загнанный" в затылок, скорее напоминал вой, чем пение, и Александр Морозов, почему-то решивший, что партию доктора Гренвиля совсем необязательно пропевать, а можно и проговорить. Справедливости ради отметим, что игра оркестра под управлением Валерия Гергиева, запомнившаяся редкой деликатностью и стройностью, также как и постановка, созданная Шарлем Рубо (режиссёр), Бернаром Арну (художник) и Катей Дюфло (художник по костюмам), отличавшаяся истинно французским вкусом и шармом, создали все условия для настоящего оперного праздника, который, увы, не случился. Что ж, не будем отчаиваться, ведь впереди премьера недостающих частей "Кольца нибелунга" - "Зигфрида" (25 декабря) и "Гибели богов" (30 декабря). Оперная жизнь кипит, и это главное! Иван А. Фёдоров |
|
Реклама: |